Учитель-словесник спустя 30 лет. Каким я его представляю? Эссе (Данилова М.В.)

Учитель-словесник спустя 30 лет. Каким я его представляю? Эссе (Данилова М.В.)

   Учитель-словесник спустя 30 лет.Каким я его представляю? Эссе   

     

Автор:  Данилова Марина Виссарионовна  МБОУ «Нискасинская СОШ» Моргаушского района, 2021 год

 


Всё изменится на свете, я предчувствую нутром.

Слышишь, дует новый ветер? Слышишь, ближе дальний гром!

Мерно вертится планета, изменяя всё на свете.

Нил Янг

 

«Сердце будущим живёт», - справедливо заметил как-то Пушкин. Все мы вдохновляемся мечтами о будущем. Кого-то они радуют, других пугают, третьи стараются предопределить его, изменяя настоящее. Заглядывать в слишком далёкое будущее – удел фантастов и, в сущности, дело неблагодарное. А вот мысленно опередить время на несколько десятков лет – вполне, на наш взгляд, посильная задача, к тому же для учителей-словесников, знакомых с куда более смелыми фантазиями писателей разных эпох. Но не «Город Солнца» Кампанеллы, не «Утопия» Томаса Мора и даже не Четвертый сон Веры Павловны завладеют сегодня нашим воображением. А попробуем мы представить нашу вполне прозаическую и в то же время романтическую, любимую и близкую, но оттого не менее сложную профессию учителя-словесника лет через тридцать.

Думаем, вначале вовсе не лишним станет допущение о том, что за следующие 30 лет изменений во всех сферах жизни будет гораздо больше, чем их было за предыдущий аналогичный период. Но сразу заметим, 30 лет для учителя – это гораздо меньше, чем то же время для представителей некоторых других профессий, например, для программистов, работников IT-компаний. Здесь вступает в силу известный консерватизм учительской профессии вообще, а тем более учителя-словесника, использующего самые действенные средства воспитания - язык и литературу. Мы уверены, что эстетическое, интеллектуальное, нравственное воздействие лучших образцов художественной литературы на последующие поколения не претерпит существенных изменений. Ведь для нас, живущих в начале 21 века, интересны судьбы героев и нравственные коллизии произведений Шекспира, Гюго, Гёте, Толстого, вряд ли эти образы перестанут волновать людей через десятки, а может, и сотни лет. И как бы нас сейчас ни заботили особенности поколения Z, которое обладает клиповым мышлением и утрачивает, как говорят исследователи, способность к аналитическому мышлению, а также предпочитает видеоряд текстовому формату, мы уверены, что в наших силах приобщить молодых людей к могучему искусству слова. Понятно, что методы и приемы преподавания в эпоху искусственного интеллекта должны видоизмениться, от учителя потребуются нерутинные, адаптивные умения и навыки. Но умение изменяться и совершенствоваться в природе нашей профессии, и особенности эры соцсетей и быстрого развития технологий нужно поставить на службу преподаванию. Например, широко использовать возможности визуализации информации, в том числе аудио- и видеосопровождение уроков. А уже в наших силах заинтересовать детей  удивительными приключениями или вместе с ними сопереживать мучительным нравственным размышлениям нестареющего населения Земли – литературных героев, которые были близки и понятны  родителям, бабушкам и дедушкам наших нынешних и будущих учеников, и может, именно книги с шелестом страниц станут связующим звеном между поколениями, станут оплотом непреходящих ценностей в стремительно меняющемся мире.

«Стоит пристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой», - эти слова Гоголя как нельзя лучше иллюстрируют нашу идею. При всех настоящих и будущих вызовах, которые ставятся перед учителем-словесником, главной задачей для него остаётся совмещение требований будущего и сложившихся, устоявшихся за долгие века ценностей. Нравственная позиция. Профессиональная этика. Интеллигентность. Профессионализм. Очень хочется верить, что всё это останется в нашей профессии надолго. Навсегда.