Учитель-словесник спустя 30 лет.Каким я его представляю? Эссе
Автор: Данилова Марина Виссарионовна МБОУ «Нискасинская СОШ» Моргаушского района,
Всё
изменится на свете, я предчувствую нутром.
Слышишь,
дует новый ветер? Слышишь, ближе дальний гром!
Мерно
вертится планета, изменяя всё на свете.
Нил
Янг
«Сердце будущим живёт»,
- справедливо заметил как-то Пушкин. Все мы вдохновляемся мечтами о будущем. Кого-то
они радуют, других пугают, третьи стараются предопределить его, изменяя
настоящее. Заглядывать в слишком далёкое будущее – удел фантастов и, в
сущности, дело неблагодарное. А вот мысленно опередить время на несколько
десятков лет – вполне, на наш взгляд, посильная задача, к тому же для
учителей-словесников, знакомых с куда более смелыми фантазиями писателей разных
эпох. Но не «Город Солнца» Кампанеллы, не «Утопия» Томаса Мора и даже не
Четвертый сон Веры Павловны завладеют сегодня нашим воображением. А попробуем
мы представить нашу вполне прозаическую и в то же время романтическую, любимую
и близкую, но оттого не менее сложную профессию учителя-словесника лет через
тридцать.
Думаем, вначале вовсе
не лишним станет допущение о том, что за следующие 30 лет изменений во всех
сферах жизни будет гораздо больше, чем их было за предыдущий аналогичный
период. Но сразу заметим, 30 лет для учителя – это гораздо меньше, чем то же
время для представителей некоторых других профессий, например, для
программистов, работников IT-компаний.
Здесь вступает в силу известный консерватизм учительской профессии вообще, а
тем более учителя-словесника, использующего самые действенные средства
воспитания - язык и литературу. Мы уверены, что эстетическое, интеллектуальное,
нравственное воздействие лучших образцов художественной литературы на
последующие поколения не претерпит существенных изменений. Ведь для нас,
живущих в начале 21 века, интересны судьбы героев и нравственные коллизии
произведений Шекспира, Гюго, Гёте, Толстого, вряд ли эти образы перестанут
волновать людей через десятки, а может, и сотни лет. И как бы нас сейчас ни
заботили особенности поколения Z,
которое обладает клиповым мышлением и утрачивает, как говорят исследователи,
способность к аналитическому мышлению, а также предпочитает видеоряд текстовому
формату, мы уверены, что в наших силах приобщить молодых людей к могучему
искусству слова. Понятно, что методы и приемы преподавания в эпоху
искусственного интеллекта должны видоизмениться, от учителя потребуются нерутинные,
адаптивные умения и навыки. Но умение изменяться и совершенствоваться в природе
нашей профессии, и особенности эры соцсетей и быстрого развития технологий
нужно поставить на службу преподаванию. Например, широко использовать
возможности визуализации информации, в том числе аудио- и видеосопровождение
уроков. А уже в наших силах заинтересовать детей удивительными приключениями или вместе с ними
сопереживать мучительным нравственным размышлениям нестареющего населения Земли
– литературных героев, которые были близки и понятны родителям, бабушкам и дедушкам наших нынешних
и будущих учеников, и может, именно книги с шелестом страниц станут связующим
звеном между поколениями, станут оплотом непреходящих ценностей в стремительно
меняющемся мире.
«Стоит пристальнее
вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой», - эти слова Гоголя
как нельзя лучше иллюстрируют нашу идею. При всех настоящих и будущих вызовах,
которые ставятся перед учителем-словесником, главной задачей для него остаётся
совмещение требований будущего и сложившихся, устоявшихся за долгие века
ценностей. Нравственная позиция. Профессиональная этика. Интеллигентность.
Профессионализм. Очень хочется верить, что всё это останется в нашей профессии
надолго. Навсегда.